Человек, рождённый на земле, освоил все среды обитания. Сегодня он не только ходит по поверхности планеты, но и плавает на воде и под водой, как рыба, летает в небе, как птица, но ему всё мало. Захотел он побывать там, где не обитает ни одно живое существо – в космосе! И у него получилось! Попробуем вспомнить, как это было. Проследим историю освоения космоса от мечты и проектов до реального воплощения.
1865 г. - выход романа Жюля Верна «С Земли на Луну».
Знаменитый французский писатель-фантаст Жюль Верн предложил использовать для полёта на Луну пушку, заряженную необычным снарядом. Снаряд должен был иметь гигантские размеры, потому что космонавтов предполагалось разместить у него внутри! Да и пушка должна была быть немаленькая. К счастью, дальше романа «С Земли на Луну» этот проект не пошёл. «Космонавты» не выдержали бы перегрузок при таком старте.
А легендарный выдумщик барон Мюнхгаузен предлагал забираться на Луну по стеблю боба.
Настоящий полёт в космос оказался делом непростым и требовал особых инженерных решений. Космический корабль не мог летать как обычный самолёт, потому что самолёт летит по воздуху и, упрощённо говоря, от него отталкивается. А в космосе воздуха нет.
Вернёмся на несколько веков назад.
XIII век – изобретение в Китае пороховой ракеты.
Конструкция, способная передвигаться в безвоздушном пространстве, существовала уже давно. Однако никто сначала не думал использовать её с подобными целями. Это ракета. Пороховые ракеты издавна применялись для фейерверков, подачи сигналов, в военном деле. В России, например, в середине XIX века боевые ракеты использовал генерал К. И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть дистанцию 3 км.
Почему ракета летает? И чем она отличается от самолёта?
2 половина XIX века – изобретение реактивных двигателей.
Оказывается, ракета летает благодаря эффекту реактивности. Если надуть воздушный шарик, а потом отпустить, воздух с шипением будет вырываться в одну сторону, а шар полетит в другую. Это и есть реактивность. Сначала её начали использовать при строительстве особого типа самолётов – реактивных. И они стали летать быстрее, чем их «винтовые» братья. Для большей скорости изменили и форму самолёта. Шасси стали убираться, крылья уменьшились, вся машина приобрела заострённую форму. Так уменьшили силу трения о воздух. И тогда самолёты смогли преодолеть «звуковой барьер», то есть лететь со скоростью, превышающей 300 метров в секунду. Эти самолёты в основном военные. Чтобы на них летать, требуется особая подготовка и отменное здоровье.
Ракетный аппарат для полёта человека придумал в 1881 году русский изобретатель Николай Кибальчич.
Через 12 лет похожую конструкцию разработал немецкий изобретатель Герман Ганевиндт. К сожалению, эти проекты остались на бумаге.
Простые пороховые ракеты для полёта в космос не годились. Нужны были те, которые работают на жидком топливе. Однако и они могли вначале подняться лишь на высоту нескольких километров.
1929 год – выход в свет книги Константина Эдуардовича Циолковского «Космические ракетные поезда».
Космическая ракета «съедает» за минуту целую цистерну топлива. Значит, ей нужен большой топливный бак. Такой топливный отсек делает ракету тяжёлой, а значит, нужно ещё больше топлива. Получается замкнутый круг, выход из которого предложил Константин Эдуардович Циолковский. Он предложил собрать топливный отсек из нескольких частей – ступеней. В каждой ступени есть свои двигатели и запас топлива.
Самая большая – нижняя, первая ступень. В её баки заправляется больше всего топлива. И двигатели здесь самые мощные, т. к. они должны стронуть с места и начать разгон всей ракеты.
Вторая ступень меньше третьей, третья меньше второй.
А в голове ракеты к её последней ступени прикрепляют сам космический корабль. Он и полетит в космос. По сравнению со ступенями он очень маленький.
Ракета начинает подъём на двигателях первой ступени. Когда топливо израсходуется, ступень отсоединяется и падает на землю. Ракета становится легче. Затем наступает очередь второй и третьей ступени. И корабль оказывается на орбите.
Такую систему Циолковский назвал ракетным поездом, где каждая ступень – вагон, а вагоны прикреплены друг к другу.
Первая многоступенчатая ракета в нашей стране была создана под руководством инженера-конструктора Сергея Павловича Королёва. Она вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли.
1957 – успешный запуск первого искусственного спутника Земли.
Вокруг многих планет обращаются более малые тела, удерживаемые силой притяжения планеты. Эти малые тела называются спутниками. Например, спутник Земли – это Луна, Марса – Деймос и Фобос. Но это – естественные спутники. А в 1957 году впервые на орбите Земли появился спутник, созданный руками человека. Размеры его были небольшими (диаметр – всего 58 см), но значение для науки – огромным. Он облетел вокруг земного шара, и все радиостанции мира смогли поймать его радиосигналы-позывные «Бип-Бип».
Русское слово «спутник» вошло во все языки мира. Сегодня искусственные спутники помогают следить за погодой, изучать далёкий космос, служат средством связи.
Спутник – это большое достижение. Но человек всегда мечтал сам слетать в космос, подобно тому, как он научился летать на самолёте.
1957 год – первый полёт живого существа в космос.
Космос – среда опасная. Здесь нет воздуха, человеку угрожает смертоносное излучение. К тому же, ещё Циолковский описывал состояние невесомости, которое может вызвать головокружение и другие нарушения в организме. Поэтому сначала на орбиту решили запустить других живых существ – растения и животных.
Второй спутник земли вышел на борт с пассажиром на борту. Пассажира звали Лайка. Для неё была построена специальная кабина, где имелся запас воды, воздуха и пищи. О здоровье собаки и её поведении люди узнавали с помощью приборов, установленных на спутнике.
Вслед за Лайкой на орбиту отправились другие четвероногие разведчики: собаки Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка, белые крысы и мыши.
12 апреля 1961 года – первый полёт человека в космос.
Кто первым должен полететь в космос: врач, моряк, инженер или лётчик?
Ради спасения больных врачи не раз становились первыми испытателями новых вакцин и методов лечения.
Однако подводники лучше разбираются в приборах и имеют опыт работы в замкнутом безвоздушном пространстве.
Инженеры космической техники лучше всех знают свои аппараты.
Однако выбор пал на лётчиков-истребителей.
Реактивный самолёт предшествовал ракете. Лётчики испытывали огромные перегрузки, летали на сверхскоростях в скафандрах, были знакомы с невесомостью.
И первым лётчиком-истребителем, полетевшим в космос, стал Юрий Гагарин.
Юрий Гагарин в семнадцать лет окончил ремесленное училище и стал рабочим-литейщиком. Потом учился в техникуме и одновременно в лётной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал лётчиком, а затем космонавтом.
12 апреля 1961 года на корабле «Восток» Гагарин стартовал с космодрома «Байконур». С высоты космического корабля Земля показалась маленькой, видно было далеко и хорошо, а вокруг – тишина. Только радио потрескивает в наушниках. Значит, пребывание в космосе на зрение и слух не влияет. Гагарин попробовал написать несколько строк. Думать и писать тоже можно.
Юрий Алексеевич облетел вокруг Земли всего один раз. Вернулся на космодром живым и здоровым.
Учёные и конструкторы послушали Гагарина, посмотрели его записи и решили: человек может жить и работать на орбите. Полёт Юрия Гагарина открыл людям дорогу в космос.
После своего исторического полёта знаменитый «Космонавт №1» побывал во многих странах и встретился с миллионами людей.
Международная авиационная федерация учредила Золотую медаль имени Юрия Гагарина, которая вручается лётчикам-космонавтам за особые заслуги в освоении космоса.
18 марта 1965 года – первый выход человека в открытый космос.
Лётчик-космонавт Алексей Архипович Леонов служил в отряде космонавтов с 1960 года. В 1965 году вместе с космонавтом Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2».
Во время этого полёта Леонов впервые в мире совершил выход в открытое космическое пространство и удалился от корабля на 5 метров.
20 июля 1969 года – человек впервые высадился на Луне.
С давних времён люди мечтали совершить путешествие на Луну. С изобретением ракеты такой полёт стал возможен. В 1959 году ракета конструкции Сергея Павловича Королёва отправилась к нашему спутнику, унося с собой автоматическую станцию «Луна-1». Но «Луна-1» на Луну не попала: слишком мала была точность её приборов. Один учёный сравнил полёт «Луны-1» с полётом пули, выпущенной из винтовки по летящему воробью из окна движущегося поезда.
Но прошло немного времени, и новая автоматическая станция «Луна-2» достигла лунной поверхности. А вскоре «Луна-3» совершила полёт вокруг нашего естественного спутника и сфотографировала его обратную сторону, которую никто раньше не видел! Ведь Луна всегда обращена к Земле только одной стороной.
Побывал на Луне и человек. В июле 1969 года американские космонавты Нил Армстронг и Базз Олдрин на пилотируемом космическом корабле «Аполлон-11» достигли Луны и высадились на ней. Что же увидели и почувствовали астронавты на Луне? Оказалось, она похожа на серую пустыню. Там нет ветра и не слышно звуков. Ведь у Луны нет атмосферы, а звуковые волны не передаются в пустоте. Астронавты могли передвигаться прыжками, как кенгуру, даже в неуклюжих скафандрах. Это было очень просто сделать. Ведь сила притяжения на Луне гораздо меньше земной. Лунный грунт – реголит – космонавты собрали с трудом. При малейшем наклоне совка он разлетался и превращался в пыль. Космонавты успешно вернулись на Землю.
С тех пор люди высаживались на Луне 5 раз.
1980-90-е годы – начало проектирования и строительства Международной космической станции.
Побывав в космосе, люди задумались о том, чтобы задержаться на орбите на более длительный срок. Для полётов продолжительностью несколько дней подходят и маленькие корабли-капсулы. Но сколько полезных исследований можно провести, если задержаться в космосе на несколько недель, месяцев или даже лет! Итак, учёные приступили к проектированию космического дома на орбите.
Сначала каждое государство пыталось самостоятельно запустить в космос долговременную научную лабораторию. В 70-е годы состоялся запуск нескольких станций «Салют» СССР и «Скайлэб» США. Но потом учёные решили, что вместе работать выгоднее. Так появилась идея создания МКС – Международной космической станции.
Она, подобно пазлу, собиралась на орбите в течение многих лет. Каждая часть такого пазла называется модулем. Например, модуль «Заря» отвечает за энергоснабжение, на «Дестини» располагаются исследовательские лаборатории. Они отправлялись в космос по отдельности.
Международный экипаж космонавтов работает на МКС и в наши дни. Проводятся эксперименты по воздействию невесомости на растения и животных, влиянию космической радиации на различные материалы и многие другие.
В XXI веке человечество готовится к высадке на другие планеты, изучает тайны происхождения Вселенной, и возможно, однажды даже встретит в космосе братьев по разуму.
Список литературы:
- Гильзин, К. А. Три... два... один... пуск!: твоя первая книга о космонавтике: [энциклопедический словарик] / К. А. Гильзин; рисунки В. Освера, В. Радаева. - Москва: Детская литература, 1978. - 80 с.: ил.
- Горьков, В. Л. Космическая азбука: книга о космосе / В. Горьков, Ю. Авдеев; рисунки В. Радаева, В. Бухарева. - Москва: Детская литература, 1984. - 160 с.: ил.
- Денн, Б. Космос [Текст] / Б. Денн, Э. О`Брайен ; пер. с англ. Е. Дорониной. - М. : Росмэн, 2012. - 48 с. : ил. - (Детская энциклопедия).
- Как человек полетел в космос: альбом для раскрашивания / художник Н. Андреев. - Москва. : Издательский центр детской книги. - 16 с.: ил.
- Космос [Текст] : прошлое, настоящее, будущее / В. Сурдин, А. Первушин, Е. Левитан, Н. Мамуна. - М. : АСТ, 2018. - 302, [2] с. : ил. - (Наука и жизнь).
- Космос. Погрузитесь в тайны пространства! [Текст] / [пер. с англ. О. Дыдымовой]. - М. : #Эксмодетство, 2018. - 123, [5] с. : ил. - (Книга открытий).
- Ликсо, В. В. Космос [Текст] / В. В. Ликсо. - М. : АСТ, 2015. - 159, [1] с. : ил. - (Уникальная иллюстрированная энциклопедия).
- На космической станции / [перевод с английского А. Гришин]. - Москва: Махаон, 2014. - 32 с.: ил. - (Discovery Education). - (Удивляйся. Учись. Познавай).
- О Земле и космосе [Текст] / С. Зигуненко, А. Мещерякова, М. Собе-Панек; [худож. В. Китавина, А. Чукавин, А. Воробьёв и др.]. - М. : Аванта, 2018. - 111, [1] с. : ил. - (Вопросы и ответы).
- Хьюз, К. Д. Космос [Текст] : моя первая энциклопедия / Кэтрин Д. Хьюз ; перевод с английского О. В. Дыдымовой. - Москва : #Эксмодетство, 2020. - 127 с. : ил. - (National Geographic. KIDS. Энциклопедия для детей).