Архив раздела "Для коллег"
Современная библиотека – научно-практический журнал о библиотеках, чтении и книге. Учредитель и издатель журнала: Информационный центр сотрудничества «Литера». Журнал издаётся с 2009 года. На страницах этого издания широко обсуждаются вопросы работы детских библиотек, проблемы детского чтения.
Журнал «Современная библиотека» интересен и привлекателен как по содержанию, так и по дизайну и полиграфии.
В журнале представлены:
-
обсуждение актуальных проблем, стоящих перед библиотекой;
-
выступления представителей библиотечного сообщества;
-
описание опыта работы коллег из разных стран;
-
практические материалы для самостоятельного повышения квалификации;
-
познавательные статьи о книгах, истории, людях;
-
календари знаменательных дат;
-
консультации, тренинги, сценарии.
Разнообразны рубрики журнала: «Библиорегион», «Персона», «Позиция», «Идея», «Опыт», «Сотрудничество» и др.
В № 1 за 2009 г. в рубрике «Библиорегион» вызывает интерес интервью директора Московской областной детской библиотеки О. П. Кубышкиной, затрагивающая вопросы сотрудничества библиотеки с различными организациями местного сообщества, проблемы финансирования библиотеки, интересные проекты библиотеки: «Детский библиобус»,«Европейские недели вдетских библиотеках Подмосковья»,«Радугадружбы» (комплексный проект, призванный средствами книги воспитывать в детях чувство этнотолерантности).
Интересной для читателей данного журнала будет беседа-интервью с супругами-писателями Владимиром и Татьяной Сотниковыми (литературный псевдоним которой Анна Берсенева). Вечера и встречи с этой удивительной писательской парой, пишущей женскую прозу и книги для детей всегда собирают огромное число ценителей настоящей Книги.
В рубрике «Опыт» полезно познакомиться с письмом-размышлением о выставках «Игра со смыслом и цветом» М. М. Сапоненко, ведущего библиотекаря ЦДБ им. Н. А. Островского г. Минска.
В преддверии знаменательной даты – 65-летия Великой Победы особый интерес вызвывает оригинальное оформление выставок: «Лица войны», «Война, Минск и … Память», «1100 дней борьбы и боли», посвящённых героической борьбе Минска в годы Великой Отечественной войны
В рубрике «Кейс» вы найдёте мастер-классы, циклы лекций по смежным с библиотечным делом наукам. В данном номере журнала опубликован цикл занятий по психологии общения профессионального психолога И. Н. Гончаровой-Вакуловской.
«Игровая библиотека» – так называется новый журнал, незаменимый помощник для библиотекарей, работающих с детьми. Учредитель и издатель журнала: Информационный центр сотрудничества «Литера».
На страницах журнала представлены оригинальные идеи, опыт педагогов и библиотекарей, организаторов досуга детей, методические рекомендации, которые помогут сделать процесс развития детей интересным и увлекательным. Вызовут несомненный интерес, опубликованные на его страницах конкурсы и викторины по самым различным темам, сценарии праздничных мероприятий, идеи для детского театра.
На компакт-диске, который прилагается к журналу, содержатся цветные иллюстрации и аудиофайлы для подготовки мероприятий.
«Читаем вместе. Навигатор в мире книг» – журнал, предоставляющий самые достойные и интересные книжные новинки текущего месяца. Издаётся при поддержке Российского Книжного Союза и Московского Дома Книги.
Со страниц этого издания вы узнаете:
-
самую свежую информацию о книжных новинках;
-
о жизни и творчестве известных писателей;
-
об истории знаменитых книг;
-
о новостях книжного мира в России и за рубежом;
-
о проектах в поддержку чтения.
В каждом номере в рубриках, адресованных детям и родителям, рассказывается о лучших детских книгах, писателях, иллюстраторах. Авторы советуют, что и как почитать вместе с детьми. Есть страницы, адресованные самой сложной категории читателей – подросткам, тем, кого труднее всего заинтересовать книгой и чтением.
Основное содержание журнала – рецензии на самые разнообразные книжные новинки. Всем отрецензированным книгам авторы ставят свои оценки – «звёзды»: от одной («лучше пройти мимо») до пяти («приобрести в личную библиотеку»). Авторы журнала – ведущие московские журналисты, редакторы крупнейших столичных изданий, литературные критики.
Лысикова, Н. П. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект [Текст] : научно-практическое пособие / Н. П. Лысикова, О. И. Алимаева, Н. Р. Вакулич. – М. : Литера, 2009. – 80 с.
Современная библиотека выступает активным партнёром различных учебных заведений – школ, гимназий, институтов. В пособии обобщены современные теоретические представления о роли библиотек в культурно-образовательном пространстве и передовой практический опыт работы лучших библиотек России.
Тараненко, Л. Г. Информационное обеспечение потребностей региона: специфика краеведческой деятельности библиотек [Текст] : учеб. пособие / Л. Г. Тараненко. – М. : Литера, 2009. – 160 с.
В данном издании рассмотрены основные группы и выделены методы изучения потребностей региональных пользователей информации, всесторонне рассмотрена краеведческая деятельность библиотеки, процессы создания и распространения электронных краеведческих продуктов.
Дрешер, Ю. Н. Библиотерапевтическая деятельность. Методология и методика [Текст] : монография / Ю. Н. Дрешер. – М. : Либерея-Бибинформ, 2009. – 240 с.
В книге представлены структура, содержание и особенности библиотерапевтической деятельности, раскрываются психолого-педагогические основы профессии библиотерапевта, критерии эффективности его работы, рассматривается понятийно-терминологический аппарат библиотерапии.
Фокеев, В. А. Библиографоведение. Информатика [Текст] : терминологический словарь / В. А. Фокеев. – М. : Литера, 2009. – 488 с.
Словарь представляет собой свод более 3000 терминов по теории, методологии, организации, технологии электронной библиографии.
Здесь представлены книги издательства «Профессия» – профессионалам библиотечного дела.
Брежнева, В. В.Информационное обслуживание [Текст] : продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина; СПбГУКИ. – 2-е изд., перераб. – СПб. : Профессия, 2006. – 304 с. – (Библиотека).
Информационное обслуживание в издании рассматривается с позиции сервисной деятельности. Авторами подробно охарактеризованы свойства информационных потребностей, пути их выявления, описаны причины неопределённости читательских запросов и представлена методика их уточнения.
Специальный раздел книги посвящён рассмотрению современных информационных продуктов и услуг, методике составления проблемно-тематических указателей литературы, дайджестов, досье, формированию БД, информационному сопровождению патентных и маркетинговых исследований.
Издание адресовано руководителям библиотек и сотрудникам отделов обслуживания, научно-методических отделов и библиографических подразделений.
Ванеев, А. Н. Библиотечное дело [Текст] Теория. Методика. Практика /А. Н. Ванеев; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2006. – 368 с. – (Библиотека).
В сборнике трудов одного из самых крупных отечественных современных библиотековедов представлены работы, подготовленные автором за пятьдесят лет его научной и педагогической деятельности.
В настоящее издание вошли работы прошлых лет, не потерявшие своего значения и в настоящее время, а также новые публикации, в которых представлены взгляды крупного учёного и педагога на современное развитие библиотечного дела России. Особенно полно и разносторонне представлены разделы, посвящённые методике обслуживания читателей и управлению библиотеками. Каждый сотрудник библиотеки найдёт в сборнике интересные и важные для себя материалы.
Збаровская, Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек [Текст] / Н. В. Збаровская. – СПб. : Профессия, 2004. – 224 с. – (Библиотека).
В пособии раскрываются современные подходы к проектированию и моделированию выставочной деятельности, содержательные, методические и психологические основы выставочной деятельности библиотек.
Особое внимание автор уделяет тематике и дизайну выставок, а также проблемам их восприятия. Подробно рассмотрены формы и методы организации библиотечных выставок.
Пособие предназначено для работников республиканских, областных, краевых и публичных библиотек, занимающихся созданием выставок, а также для библиографов, обеспечивающих их информационную поддержку.
Головина, Г. В. Методика организации и проведения занятий по этикету и культуре общения в библиотеке с детьми младшего школьного возраста [Текст] : методическое пособие / Г. В. Головина. – М. : Литера, 2008. – 104 с.
В пособии впервые излагаются организационно-методические основы использования занятий по этикету и культуре общения с детьми младшего школьного возраста как части воспитательной работы библиотеки.
Савельева, Н. Ю. Настольная книга библиотекаря [Текст] / Н. Ю. Савельева. – 3-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 380 с. – (Профессиональное мастерство).25.02.2009
Эта книга станет незаменимым подспорьем в повседневной работе библиотекаря образовательного учреждения. В ней собраны необходимые всем библиотечным работникам образовательных учреждений основные нормативные акты и положения:
-
Примерные положения о библиотеке образовательного учреждения.
-
Правила пользования библиотекой образовательного учреждения.
-
Управление, формирование, инвентаризация и учет фондов.
-
Управление кадрами. Оплата труда.
-
Платные услуги библиотеки образовательного учреждения.
-
-
На страницах этой книги вы найдете:
-
Федеральный закон РФ о библиотечном деле от 29 декабря 1994 года.
-
Примерное положение об электронном каталоге библиотеки вуза.
-
Письмо Министерства образования РФ от 20 июля 2000 года о штатном расписании библиотек образовательных учреждений.
-
Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках.
-
Методику составление библиографических указателей.
В приложении даны:
-
Перечень стандартов по информатизации, библиографии, библиотечному и издательскому делу.
-
Список литературы по библиотечному делу.
Представляем серию
Русская школьная библиотечная ассоциация выпускает книги, которые пишут для вас лучшие специалисты по чтению, преподаватели ВУЗов, библиотекари-практики.
Серия 1. — это серия книг, которые позволят постоянно и качественно пополнять профессиональную библиотеку, быть в курсе всего нового в библиотечном деле, находить новые формы и методы работы. Каждая книга гармонично сочетает в себя теорию, методику и практические разработки, сценарии мероприятий.
В серии вышла книга:
Зуева, Е. М. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде [Текст] / Е. М. Зуева. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 336 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1 ; Вып. 1-2).
Главная тема книги — работа библиотек по духовно-нравственному воспитанию детей и юношества. Материалы сборника расширяют представление библиотекаря о возможностях библиотеки как учреждения культуры, направленного на формирование духовных ценностей подрастающего поколения.
Автор-составитель сборника ставит перед собой задачу помочь школьным библиотекарям в работе с фондом православной литературы, планировании и осуществлении духовно-нравственного воспитания своих читателей.
Особый акцент сделан на использование библиотекарями современных электронных ресурсов.
Особый раздел составляют библиографические списки по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и подростков.
В приложении даны материалы из опыта работы школьных библиотек России по духовно-нравственному воспитанию читателей, авторские программы, сценарные материалы и цитаты по теме.
Кашурникова, Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся [Текст]: методические рекомендации для библиотекарей: учебное пособие / Т. М. Кащурникова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Выпуск 11)
Цель данного пособия – раскрыть содержание и значение курса «Основы информационно-библиографической грамотности» и помочь библиотекарям в подготовке к урокам этого курса. Занятия помогут учащимся овладеть методами самостоятельного поиска, обработки и практического использования информации, поступающей из различных источников.
Книга состоит из теоретической части, примерной программы и материалов 14 уроков. Каждая тема включает теоретическую часть, задания для учащихся, материал для библиотекаря и список литературы.
Автор пособия рекомендует проведение практических работ, которые можно выполнить в классе, в библиотеке, как индивидуально, так и в группах.
Достоинством издания является то, что материалы его интересно и доступно изложены и предполагают активное участие детей в проведении занятий.
Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки [Текст]: организация, управление, технология: учеб. / Д. Я. Коготков; науч. ред. Г. В. Михеева; под общ. ред. О. П. Коршунова. – СПб: Профессия, 2008. – 304 с.
Учебник предназначен для студентов университетов, академий и институтов культуры, изучающих дисциплину «Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление». Он может быть интересен преподавателям и практическим работникам, чья деятельность связана с библиографической деятельностью.
В нём освещаются общие и частные (кроме отраслевых) организационно-технологические проблемы, касающиеся всех основных направлений практической библиографической деятельности, а также административно-управленческого и научно-методического руководства библиографической деятельностью библиотеки.
Главное внимание автор уделяет библиографической деятельности универсальных научных библиотек, а также муниципальных централизованных библиотечных систем, занимающих в системе библиотек ведущее место в обслуживании всех групп населения. Раскрываются общие вопросы организации справочно-библиографического аппарата и справочно-библиографического фонда библиотеки, технологии составления научно-вспомогательных и рекомендательных указателей, в том числе и с помощью средств автоматизации. В учебнике изложены вопросы организации и технологии библиографического обслуживания.
Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии [Текст]: учебное пособие /И. С. Пилко. – СПб.: Профессия, 2006. – 342 с. – (Библиотека).
Пособие посвящено проблеме создания, внедрения и использования информационных и библиотечных технологий в практике работы библиотек. Оно состоит из двух логически связанных частей. Первая часть «Информационные технологии» - раскрывает содержание понятия и компонентную структуру информационной технологии, даёт обзор актуальных для библиотечной практики информационно-коммуникационных технологий. Вторая – конкретизирует полученные технологические знания применительно к деятельности библиотек.
В структуре каждой главы, помимо основного текста, включены: «Резюме для любознательных», назначение которого сконцентрировать внимание студентов на ключевых моментах темы; «Библиографические примечания», содержащие краткий обзор литературы по теме изложения, «Вопросы для размышления» - стимулирующие познавательную активность. Для самоконтроля и контроля знаний в учебном пособии даны текстовые задания.
Пособие предназначено преподавателям, студентам и аспирантам вузов, а также широкому кругу библиотекарей и информационных работников.
Савина, И.А. Библиографическое описание документа [Текст]: учебно-методические рекомендации /И. А. Савина; под ред. Н. Б. Зиновьевой. – СПб.: Профессия, 2007. – 272 с. – (Библиотека).
В издании рассмотрены исторические, теоретические, методические аспекты библиографического описания документа, его виды и основные особенности. В компактной и удобной форме представлены краткие правила и типовые примеры библиографического описания документов - одноуровневого, многоуровневого и аналитического - на основе ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Даны определения основных терминов в области библиографического описания, рекомендации по составлению и оформлению списка литературы, примерная рабочая программа по курсу «Библиографическое описание документа».
Рекомендации предназначены для сотрудников библиографических служб библиотек и информационных центров, студентов, преподавателей и аспирантов информационно-библиотечных факультетов высших и средних специальных учебных заведений.
Справочник библиографа [Текст] /науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – 592 с. – (Библиотека).
Настоящее издание Справочника позволит библиографам библиотек, информационных центров получить самую новую информацию по организации и управлению библиографической деятельностью, методике библиографической работы, об информационных ресурсах, использующихся в библиографической деятельности. Необходимость третьего издания «Справочника библиографа» вызвана введением новых стандартов, регулирующих библиографическую деятельность. Полностью обновлён раздел, посвящённый формированию структуры библиографической записи, а также связанные с ним разделы, раскрывающие методику создания библиографической продукции.
Справочник содержит ряд разделов, важных для развития профессионального сознания сотрудников библиотек – «Библиографическая теория и библиографическая практика», «Видовая структура библиографии», «Документальный поток как основа библиографической деятельности», «Профессиональная среда библиографа». В разделах «Библиографирование», «Создание библиографической продукции», «Библиографическое обслуживание в библиотеке», «Управление библиографической работой библиотеки» отражены изменения, вызванные социокультурными, экономическими и технологическими факторами.
«Справочник библиографа» адресован руководителям и сотрудникам библиотек – массовых, научных универсальных и специальных, библиотек высших и средних специальных учебных заведений. Справочник может быть полезен также преподавателям, аспирантам и студентам старших курсов библиотечно-информационных факультетов вузов.