10 февраля – 120 лет со дня рождения
БОРИСА ЛЕОНИДОВИЧА ПАСТЕРНАКА
(1890 – 1960)
Борис Леонидович Пастернак в особом представлении читателю не нуждается: он широко известен как поэт и прозаик, лауреат Нобелевской премии, как блестящий переводчик Шекспира. Родился в Москве, автор многочисленных книг стихотворений, поэм: «Девятьсот пятый год» (1927), «Поверх барьеров» (1931), «Воздушные пути» (1933) и др., романа «Доктор Живаго» (1957).
Нас не может не интересовать вопрос: был ли Пастернак на Тамбовщине или нет? Мы цитируем его стихи, в которых упоминаются «тамбовские» названия; но подробности, историю создания стихотворений знают далеко не все. Их пока не так уж и много, этих подробностей, но всё, что удалось найти, думается, будет интересно и поможет в какой-то степени ответить на вопрос о связи Пастернака с Тамбовской губернией.
Вторая книга стихов поэта «Сестра моя – жизнь» имеет своеобразный подзаголовок: «Лето 1917 года». Эту книгу Борис Леонидович называет «написанной по личному поводу книгой лирики». Героиня стихов – Елена Виноград (Дороднова). Как говорится в комментариях, «история их отношений, воспоминания о первом знакомстве в 1909 году и о разладе в 1918 году содержится в стихах книги “Темы и вариации”».
Е. А. Виноград жила в Саратовской губернии. В августе 1917 года Пастернак приезжал к ней в Балашов. В нескольких редакциях стихотворения «Сестра моя – жизнь», давшего название всей книге, упоминается Камышинская ветка – железная дорога от Тамбова до Камышина:
- ...Что в мае, когда поездов
расписанье
- Камышинской ветки читаешь в купе...
- Камышинской ветки читаешь в купе...
Ещё раньше, в июне 1917 года, Пастернак приезжал в Романовку – это соседняя с Балашовом станция. Её именем назван раздел из трёх стихотворений. Первые после Романовки станции на обратном пути в Москву – Ржакса и Мучкап, о которых поэт написал в разделе, следующем за «Романовкой», - «Попытка душу разлучить».
- Мучкап
- Душа –
душна, и даль табачного
- Какого-то, как мысли, цвета.
- У мельниц – вид села рыбачьего:
- Седые сети и корветы.
- Чего там ждут, томя картиною
- Корыт, клешней и лишних крыльев,
- Застлавши слёз излишней тиною
- Последний блеск на рыбьем рыле?
- Какого-то, как мысли, цвета.
- Ах, там и час скользит, как
камешек
- Заливом, мелью рикошета!
- Увы, не тонет, нет, он там ещё,
- Табачного, как мысли, цвета.
- Увижу нынче ли опять её?
- До поезда ведь час. Конечно!
- Но этот час объят апатией
- Морской, предгромовой, кромешной.
- Заливом, мелью рикошета!
Видимо, на станции Мучкап дожидался Пастернак поезда. Возможно, пережидая время («До поезда ведь час...»), он заходил в чайную. Иначе как бы появилось вот это стихотворение?
- Мухи мучкапской чайной
- Если бровь резьбою
- Потный лоб украсила,
- Значит, и разбойник?
- Значит, за дверь засветло?
- Но в чайной, где чёрные вишни
- Глядят из глазниц и из мисок
- На веток кудрявый девичник,
- Есть, есть чему изумиться!
- Солнце, словно кровь с ножа,
- Смыл – и стал необычаен.
- Словно преступленья жар
- Заливает чёрным чаем.
- Пыльный мак паршивым пащенком
- Никнет в жажде берегущей
- К дню, в душе его кипящему,
- К дикой, терпкой божьей гуще.
- Ты зовёшь меня святым,
- Я тебе и дик, и чуден, -
- А глыбастые цветы
- На часах и на посуде?
- Неизвестно, на какой
- Из страниц земного шара
- Отпечатаны рекой
- Зной и тявканье овчарок,
- Дуб и вывески финифть,
- Нестерпевшая и плашмя
- Кинувшаяся от ив
- К прудовой курчавой яшме.
- Но текут и по ночам
- Мухи с дюжин, пар и порций,
- С крученого паныча,
- С мутной книжки стихотворца.
- Будто это бред с пера,
- Не владеючи собою,
- Брызнул окна запирать
- Саранчою по обоям.
- Будто в этот час пора
- Разлететься всем пружинам
- И, жужжа, трясясь, спираль
- Тополь бурей окружила.
- Где? В каких местах? В каком
- Дико мыслящемся крае?
- < Знаю только: в сушь и в гром,
- Пред грозой, в июле, - знаю.
Чтобы так всё описать – с такой точностью и образностью, - надо было это обязательно у в и д е т ь.
В отношении станции Ржакса не будем гадать, был там Пастернак или нет. Возможно, он просто на остановках поезда видел это название на здании вокзала. И не только запомнил, но и стихи об этом написал:
- * * *
- Попытка душу разлучить
- С тобой, как жалоба смычка,
- Ещё мучительно звучит
- В названьях Ржакса и Мучкап.
- Я их, как будто это ты,
- Как будто это ты сама,
- Люблю всей силою тщеты
- До помрачения ума.
- С тобой, как жалоба смычка,
- Как ночь, уставшую сиять,
- Как то, что в астме – кисея,
- Как то, что даже антресоль
- При виде плеч твоих трясло.
- Чей шёпот реял на брезгу?
- О, мой ли? Нет, душою – твой,
- Он улетучивался с губ
- Воздушней капли спиртовой.
- Как в неге прояснялась мысль!
- Безукоризненно. Как стон.
- Как пеной, в полночь, с трёх сторон
- Внезапно озарённый мыс.
- Как то, что в астме – кисея,
Несмотря на то, что в 1918 году произошёл разрыв Б. Пастернака с Е. Виноград-Дородновой, они продолжали поддерживать отношения, о чём свидетельствуют пастернаковские «Два письма» - два стихотворения, написанные в 1921 году и подаренные Елене. Она к этому времени жила уже в селе Яковлевском Костромской губернии. Из её воспоминаний становится ясным и содержание стихов Бориса Пастернака: он узнал из газет о пожаре и сгоревшем доме под Костромой и беспокоился, не пострадали ли её дом и она сама. Первое стихотворное письмо начинается так:
- Любимая,
безотлагательно,
- Не дав заре с пути рассесться,
- Ответь чём свет с его подателем
- О ходе твоего процесса...
- Не дав заре с пути рассесться,
Начало второго письма:
-
- На днях, в тот миг, как в ворох корпии
- Был дом под Костромой искромсан,
- Удар того же грома копию
- Мне свёл с каких-то незнакомцев...
- На днях, в тот миг, как в ворох корпии
Отношения с Еленой Виноград-Дородновой, поездки к ней, стихи-посвящения приоткрывают нам ещё одну страницу жизни и творчества гениального поэта. И мы должны быть благодарны «прекрасной Елене», способствовавшей тому, что обозначилась связь Бориса Пастернака с Тамбовской губернией. Кроме того, многие годы Борис Леонидович общался с поэтами Мариной Цветаевой и Тихоном Чурилиным, с писательницей-мемуаристкой Ольгой Ивинской, чьи имена также связаны с Тамбовским краем.
Сочинения:
Пастернак Б. Л. Воздушные пути: Проза разных лет. – М., 1982.
Пастернак Б. Л. Детство Люверс. Автобиогр. очерк. – М., 1991.
Пастернак Б. Л. Лирика. – М., 2006.
Пастернак Б. Л. Доктор Живаго: Роман. – М., 2008.
Литература:
Дорожкина В. Он видел Ржаксу и Мучкап // Дорожкина В. Неисчерпаемый серебряный век: Поэты серебряного века, связанные с Тамбовским краем. – Тамбов, 1997. – С. 86 – 92.
Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVII – XXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006. – С. 112 – 113.