Как «изобретали велосипед»
Почему велосипед получил такое название? По латыни «velox» значит «быстрый» и «pedis» - «ноги». Вот и получилось «велосипед», то есть «быстроногий». Идея создания двухколесного экипажа для одного человека, в котором в качестве двигателя использовалась бы мускульная энергия седока, возникла ещё в древности. Среди рисунков Леонардо да Винчи есть схема похожего изобретения.
В конце XVII века был изобретён самокат, представляющий из себя брус на двух колёсах. Сидя на таком «селерифере» (то есть «быстроходе»), ездок отталкивался ногами от земли, поджимал ноги и некоторое время ехал по инерции, балансируя, чтобы не упасть. В 1814 году немецкий изобретатель барон Драйс фон Зауербронн усовершенствовал этот самокат, снабдив брус седлом, а переднее колесо – рулём. В 1815 году Драйс приехал на своём изобретении в Вену, где тогда проходил Венский конгресс, и за этот «неприличный» поступок лишился звания княжеского лесничего. Однако затем он получил десятилетний патент на своё изобретение и место профессора механики, что позволило ему заняться массовым производством «беговых машин» или «дрезин».
Его машина была далека от совершенства, однако в 1817 году отставной лесничий на спор проехал на дрезине 170 километров за 4 часа. Почтовый дилижанс тратил на такую поездку в 4 раза больше времени.
Француз Динер в 1818 году взял патент на «дрезину» и впервые назвал её «велосипедом», то есть «быстроногим». Не успели велосипеды появиться на свет, как во всех европейских странах началось повальное увлечение этой новинкой. Щёголи самого высшего общества с увлечением гоняли на них по бульварам и специальным площадкам.
В 1845 году немецкий изобретатель Милиус построил первый велосипед с педалями на переднем колесе. Ездоки не должны были больше отталкиваться ногами от земли.
Долгое время велосипеды изготавливались из дерева. В 1867 году Каупер придумал очень лёгкие колёса с проволочными спицами. В 1869 году появились велосипеды с металлической рамой. Тогда же француз Мишо впервые организовал фабричное изготовление велосипедов. Соотечественник Мишо Тевенона придумал велосипедные шины из каучука, а французский фабрикант Сюрией впервые применил на велосипедах шарикоподшипники.
Сначала для увеличения скорости велосипеда переднее колесо его делали очень большим. Но падать с такой высоты было гораздо опаснее, чем с современного велосипеда. В 1870 году английский изобретатель Лоусон ввёл цепную передачу от педалей на заднее колесо. Скорость велосипедиста после этих нововведений возросла настолько, что он мог соревноваться с верховой лошадью, велосипед стал ниже и безопаснее.
Современный вид велосипед принял в 80-90-е гг. XIX века. Дублинский ветеринар Данлоп в 1885 году изготовил для своего 12-летнего сына велосипедные шины из гуттаперчевого шланга. Эти шины крепились к ободу колеса при помощи полотняной ленты и накачивались через специальный клапан. Один заезжий коммивояжёр обратил внимание Данлопа на достоинства его изобретения, и ветеринар запатентовал его.
С 1890 года началось бурное развитие велосипедной промышленности. Количество машин, выпускаемых тогда в мире, составило несколько миллионов штук.
Велосипед стал настолько популярным, что лучшие представители интеллигенции разных стран объединялись в клубы и велосипедные кружки: писатели Лев Толстой, Виктор Гюго, Эмиль Золя, актриса Сара Бернар, ученые Пьер и Мария Кюри, композитор Джузеппе Верди, физиолог Иван Павлов.
Велосипедная езда и Романовы
Члены императорской семьи одни из первых в России оценили прелесть велосипедных походов, прогулок и путешествий. Восприняв велосипед как новомодную европейскую затею, с 1860 годов Романовы начали приобретать эти популярные транспортные средства за границей. Первую модель император Александр II привёз из Парижа, где он знакомился с экспозицией Всемирной промышленной выставки. Его внимание привлёк велосипед с забавным названием «Костотряс». С этого момента Романовы следили за изменениями в велосипедной технике и приобретали всё новые модели. Заядлыми велосипедистами стали сыновья Александра II, великие князья Сергей и Павел Александровичи, которые так любили кататься, что, не дожидаясь лета, гоняли на велосипедах зимой по залам Зимнего дворца. Велосипеды любили все члены семьи императора Николая II. Дневник императора полон записей о велосипедных прогулках. «Ездил на велосипеде…», «катался на велосипеде и байдарке…» «после гребли и ветра чувствуешь себя бодрее…»
В конце 1880-х – начале 1890-х гг. Россию буквально захлестнул нарастающий велосипедный бум. Если в 1883 году в стране насчитывалось 50 велосипедистов, и существовал запрет на катание в черте города, то в середине 1894 года только в Петербурге было выдано 1845 билетов с правом езды по городу. На 1 января 1900 года число велосипедистов возросло до 20 тысяч, а велосипедный спорт стал одним из видов спорта, в котором участвовали женщины.
Вспоминая лето 1896 года, балерина Матильда Кшесинская, жившая на даче в Стрельне, писала: «Я стала увлекаться ездой на велосипеде и больше всего любила кататься по нижней парковой дороге. В Михайловке я обычно встречала Михаила Николаевича, который гулял по своему парку. Он всегда меня останавливал, очень мило со мной беседовал и заставлял делать на велосипеде восьмерки, которые не всегда у меня удавались».
Дамы предпочитали трехколёсные велосипеды. Они катались в длинных платьях или юбках, блузах, лёгких маленьких шляпках. Вместе с тем для велосипедных прогулок появились и специальные костюмы с брюками. Это была довольно экстравагантная одежда, и одевавшая подобный костюм дама рисковала услышать от местного населения массу нелицеприятных эпитетов в свой адрес. Сегодня в собрании музея-заповедника Петергоф хранится уникальная коллекция велосипедов известных европейских фирм «Рудж», «Ремблер» и др. Среди них «Паук» Александра III , «Тандем» Николая II и трехколесный велосипед царевича Алексея.
Велосипедные путешествия
Ещё в середине 1890-х гг. была учреждена «Бриллиантовая звезда» за первое кругосветное путешествие на велосипеде. Награда пролежала в сейфе 20 лет. Ни англичане Луи и Лову Фразер, ни немец Райман, ни супруги Мак-Ильрайт из США не смогли завершить этот маршрут. Лишь в 1913 году конгресс Международного союза велосипедистов (УСИ) присудил «Бриллиантовую звезду» Анисиму Панкратову. Также ему была вручена золотая медаль чемпиона мира и 265 призов – по числу городов, через которые он проехал. Анисим не был профессиональным спортсменом. По профессии он был часовых дел мастером, а также являлся брандмейстером вольного пожарного общества в Харбине. За 2 года и 18 дней Панкратов проехал свыше 50 тысяч километров. В пути ему пришлось сменить 52 покрышки, 38 камер, 9 цепей, 8 педалей, 4 седла, 2 руля и несметное количество спиц. После велопутешествия Панкратов окончил авиационную школу, за храбрость в годы Первой мировой был награждён крестом ордена Святого Георгия, погиб в воздушном бою в 1916 году.
Эстафету кругосветного велопутешествия приняли от Панкратова студенты Московского института физкультуры Алексей Князев и Илья Фредберг. В 1924 году они стартовали в Москве и здесь же в 1927 году финишировали на Театральной площади, преодолев 45 тысяч километров.
В 1928 году из Петропавловска-Камчатского на велосипеде отправился в путешествие Глеб Травин. Он проехал по границам Советского Союза 85 тысяч км – 2 раза обогнул земной шар по экватору! – за 3 года, 18 дней. Первым в мировой истории Травин перемещался на велосипеде по льдам Арктики, накачивая камеры не воздухом, а глицерином. Жители Крайнего Севера называли спортсмена «человеком с железным оленем».
В 1988-1989 гг. достижение Травина повторил один из самых знаменитых путешественников XX века Фёдор Конюхов, проехавший всю дистанцию на спортивном велосипеде.
И в нашем городе Тамбове есть кругосветный путешественник Александр Осипов. На своём велосипеде он проехал по всем континентам.
Велосипедные рекорды
Рекорды бывают разные – великие и курьёзные.
В велосипедном спринте на треке, где время измеряется с точностью до тысячных долей секунды, есть уникальный тактический приём – сюрпляс (стояние на месте в поисках лучшей позиции для решающего рывка). Так, японец Мацухито простоял на велосипеде 5 ч. 25 мин., чтобы потом промчаться 200м по велотреку за 11 секунд и выиграть гонку.
В гонках на тандемах также существует сюрпляс. Здесь рекорд принадлежит итальянским олимпийским чемпионам С. Бианкетто и Д. Петенелла, которые простояли на месте 1 ч. 3 мин. и 5 сек. и, таким образом выиграли чемпионат Италии.
Первым велогонщиком, перешагнувшим рубеж скорости 200 км/ч, был француз Жак Мифре. В 1962 году на автобане во Фрейбурге (Германия) за лидирующим «Мерседесом-300» он развил скорость 204, 778 км/ч. В 1975 году американец А. Эбот, мчась на велосипеде за машиной по дну пересохшего озера Бонневиль, зафиксировал скорость 222 км/ч. Однако, через 20 лет на той же трассе голландец Фред Ромпелберг в 1995 году развил скорость 268, 831 км/ч.
В 1893 году известный пропагандист велоспорта во Франции, организатор первого «Тур де Франс» Анри Дегранж, задал современникам вопрос: «Сколько километров может проехать гонщик на треке за 1 час?» Сам Дегранж на парижском велотреке развил скорость 35,325 км/ч. 7 июня 2015 сэр Брэдли Уиггинс проехал за это время 54,526 км.
Сегодня катание на велосипеде – это спорт, хобби и метод лечения одновременно. Катание на велосипеде приносит нашему организму огромную пользу. Во время велосипедной прогулки укрепляются мышцы ног и повышается их выносливость, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ещё один несомненный плюс велосипеда состоит в том, что ему не страшны дорожные пробки. Недаром в густонаселённых азиатских странах большинство жителей передвигается именно на велосипедах, признавая их преимущество перед автомобилями и мотоциклами.
Список источников:
- «Научение телесному благолепию: династия Романовых и спорт». Рассказывает генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. //Радиостанция Нева FM. Рубрика «Культура и искусство». http://www.neva.fm/programms/198. – 12+
- Рыжов К. В. 100 великих изобретений / К.В. Рыжов – М.: Вече, 2001. – 528 с. (100 великих). – 12+
- Спорт. Энциклопедия для юношества – М.: Олма Мадиа Групп, 2007. – 640 с., ил. – 12+

|